Много званых, мало избранных

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Нам, непослушным детям, вновь пересказывается Евангелие, в котором Господь Бог говорит удивительнейшую притчу о том, что некий хозяин, призвал людей на свой ужин. Когда пришло время, все, как бы сговорившись, не захотели прийти. Тогда он зовёт уже других, людей, которые были на перепутье, больных, хромых. Тогда, когда осталось место, ещё раз посылает своих слуг, чтобы наполнился его дом. И в конце говорит такие слова: «Много званных, но мало избранных».

Мы сегодня находимся как раз на таком пире, как ни странно, но Литургия со всем трудом, с которым мы должны стоять и должны молиться, это время, в котором насыщается наша душа. Господь Бог её дает самой сокровенной и важной пищей, которую может получить человек на этой земле. Каждому из нас надо уяснить, что мы являемся людьми, званными на этот ужин. И каждый из нас получает такое сокровенное призвание — быть дитём Божиим, получать от Бога радость Его слова, Его милость.

Хорошо было бы, чтобы весь христианский мир пришёл к этой радости. Да, к сожалению, у нас получается так, как в этой притче. Потому что кого он звал, это были люди, которые были частью его мира, этого хозяина из притчи. Он позвал сначала своих, и все те, которые должны были быть, оказались недостойными и тогда нашлось место для других. Христиане, являются первыми людьми, которые этот зов должны услышать, и они должны прийти к нему. Причина, по которой это не случается — христианин со временем расслабляется или не растет духовно. И подобно как в этой притче, он обязательно находит какие-то причины не быть на этой Литургии. Либо он женился, или пять волов у него, машина, только купленная, которую надо испытать или ещё какие-то другие заботы. И беда наша, что этот мир, в котором живем, мы его устраиваем. Мы, к примеру, когда говорим детям (если вообще говорим) о службе, то говорим, что нужно исповедоваться, говорим о некоем таком долге. К сожалению, в отсутствии определенного опыта Литургии и радости, родитель даже не может объяснить детям, зачем ему нужно идти на Литургию, и дети не приходят. То есть, будущее этого мира зависит от наших внутренних переживаний, насколько мы услышали, поняли и усвоили именно этот Дар Божий и насколько сможем его объяснить. И чтобы позвать через наши сердца и через нашу жизнь наших детей.

На самом деле служба воспринимаемом в христианском смысле как время, которое Господь Бог, призывая своих учеников, им служит. Вспомните Тайную Вечерю, когда Он налил воды, взял полотенце и умыл ноги всем Своим ученикам. Потом пригласил за стол, тогда, когда они радовались, Он дал самую большую пищу, Манну Небесную, которой, как бы является Он Сам. Он дал им хлеб сказал, что это Его тело и вино, которое есть Его кровь. Таким образом, служба является временем, когда нам служит сам Христос. Но уходя со службы, конечно, человек должен и по-другому развить это слово и сказать, что «я иду так же служить Богу, я так же должен служить ближнему». И Бог виден, и именно порой через наше усердие сделать самую маленькую вещь, что-то доброе и хорошее ради тех людей, которые нас окружают. Пир — это время нашего ответа Небу. Это время, когда человек говорит: «Да, Господи, я Тебя услышал. Я занят, безусловно, у меня есть детки, у меня есть огород. Я должен и заработать денег, но я Тебя слышу, Господи, и оставляю всё. Потому что этот пир является бОльшим, чем все остальные мои занятости». И если человек способен это услышать, значит, проповедь Евангелия достигает своей цели. И оно меняет и преображает людей в том доме, где люди услышали и пришли. Или может даже случится даже большее, преображается даже целое село, в котором люди услышали и пришли в храм. И дай Бог, чтобы это были разговор и мысль обо всём мире!     

Прот. Виталий Зелински