Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие мои, Господь Бог сегодня нас собрал, отдадим Ему первую значимость, по которой Он нас умеет своих детей собирать в Своём доме, Своей силой, Своей мудростью, Своей любовью. Потому что св. Литургия — это есть воплощение самого главного, самого важного, что человек может себе вообразить. Мы часто себе представляем, что же нам ещё нужно: думаем, может быть, совет друга, может быть, утешение какое-то, санатории ищем, врачей телесных, книг умных и передач по телевизору. На самом деле, только св. Литургия даёт человеку то, в чём он нуждается. Единственное, что человек должен иметь, — сердце открытое, чтобы воспринял и воспрянул в этой жизни, и чтобы получил разумение жить, и дойти до конца жизни.
Сегодня Господь Бог собрал нас на св. Литургии на родительскую субботу. Пока люди будут реагировать на память своих близких и будут во всякое время подымать глаза к небу для того, чтобы говорить: «Господи, помилуй родителя, брата, свата, соседа!», значит, ещё не всё так страшно. Это для нас очень важно потому, что человек жив только в одном случае, если он помнит свою обязанность духовную и исполняет её. Как только человек прекращает вырабатывать в своём сердце свою духовную сущность, он превращается в большое никто. Он мёртвый. Это страшное состояние, мы о нём даже не думаем.
Но сегодня мне вспоминается и третье событие, которым все мы взволнованы, — войной. Очень неслучайно после всех событий украинских как раз сегодня мы читаем следующую главу из св. Евангелия (Лк., 105 зач., XXI, 8-9, 25-27, 33-36):
8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
Как будто о нашем времени!
25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
… Обратите внимание на слова Христа, где говорит о бодрствовании, не объедаться, не пьянствовать и жить заботами житейскими. Это как бы является одним из условий тому, чтобы быть. Безусловно, смятения, страхи будут и были.
Мы очень чёрствые, к примеру: громили в Сербии, не рядом, не страшно, не наших детей, не наших родичей. Можно и поспать, и поесть, и вообще не переживать. В Сирии резали христиан, распинали в буквальном смысле этого слова, там такие ужасы! Но далеко от нас, к чему тут переживать. А когда войны близко, то сразу же думаешь совсем по-другому. Но это говорит, что человек эгоист.
Поэтому, может быть, эти войны должны напоминать о той нормальной чувствительности сердечной, чтобы мы переживали всегда за весь мир.
Ситуация очень тяжела, я сейчас не говорю о ком-то, а говорю о нас, о чёрствости. Война должна учить нас жить не страхами только, но и словом Евангелия, чтобы воспитывали себя, чтобы жили по-братски, по-человечески.
Слышите, война должна научить нас миру! Получается, что всё, что происходит, приходит по определённой закономерности и мы даже виноваты в этом. Христианин – это тот, который во всякое время должен жить в таком особенном состоянии духа, души, дабы мог потушить в себе огонь, ненависть.
Поэтому сегодня вспоминая наших усопших, может стоит их попросить о том чтобы на Небе они тоже выпросили этот мир, потому что мы хотим иметь мир в своём сердце и мы желаем его всему миру…
Слова Евангельские говорят: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, как в Апокалипсисе. Всегда у христиан было намного тяжелее, чтобы вы поняли. Были времена первохристианские, когда более трёхсот лет христиане жили в страхе, что их завтра убьют и тем не менее женились, тем не менее строили церкви не такими большими, в своих домах освящали свои души и эта вера по крупицам была собрана в их сердце и дошла до нас. Тоже самое и у нас, сказать нам сегодня сытым, что мы не можем сегодня дополнительно в молитвах о ком-то слово сказать, вот было бы стыдно. Должно звучать: Господи, помилуй! Везде, в любой стране есть родители и дети, везде отношения прерваны по причине этих смятений. Поэтому беречь всё это. Беречь хотя бы в сердце, чтобы приносить в этот мир недостающую любовь. Бог нам в помощь!
Прот. Виталий Зелински