
Проповедь в день чествования праздника Покрова Пресв. Богородицы
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы… Для нас Покров означает момент и время, когда чувствуем на себе печать Божией Матери. Да, мы умеем в своей жизни приносить и Ей молитву. Мы умеем отличать, как христиане, дело спасения, которое исходит и приходит от Самого Бога. И мы не путаем это, но одновременно можем приходить к Его Матери для того, чтобы и спросить у Нее милости для нашей жизни. Как к Той, Которая находится ближе всего, Та, Которая заслужила быть по правую сторону от Него, так как Она дала жизнь, ту земную, имела столько смирения и любви по отношению к Богу и к нам, людям. Поэтому для нас сегодня, когда мы говорим о Божьей Матери, это момент, в котором мы Его воспринимаем, что это Та, Которая любит мир, Та, Которая покрывает Его. И это не только тот момент, когда во Влахернской церкви два человека видели, каким образом Она спасла город от нашествия тех врагов, которые должны были уничтожить. Покрыла своим Честным Омофором. Нет, мы сегодня верим ровно в то, что Ее любовь умеет покрывать и нас, несчастных. Мы живем в другое время, у каждого из нас свои несчастия, свои напасти.
Может быть, сегодня нет такого, что явные какие-то видимые враги стоят и пытаются зайти в наши двери. Но мы знаем, что мы живем в то время, когда более хитрый враг стучится в наши двери. Раньше, когда люди знали, что приходят, как-то собирались, молились, все было явно, враг вне меня, где-то там, за оградой. А я тут, и моя семья, и надо ее защитить. Сегодня же порой, где эти двери защиты мы даже не до конца понимаем.
Случается, так, что мы не совсем внимательны к тонкостям и хитростям всех этих искушений, которые могут приходить в этот мир. Теперь отойду от богословской мысли. Приведу пример, который иногда ученые ухищрялись делать: лягушку бросали в горячую воду, она быстренько оттуда выпрыгивала. Если ставили в холодную, начинали кипятить, ее варили до конца. Один из афонских священников говорит: нас пытаются всегда обмануть по-маленькому. То есть, нас кипятят или доводят до этого состояния, когда мы совсем уже теряем всякую духовную бдительность понемножку.
Буквально все наши события, которые мы видим по телевидению, информация, разговоры, они всегда чуть-чуть с грехом. Ну, давай сейчас чуть-чуть осудим. Давай сейчас чуть-чуть детям позволим побаловаться. Давай чуть-чуть друг от друга два супруга, отойдем, в конце концов, мы свободны. Ты о своем подумаешь, я о своем. Это чуть-чуть настолько разбалтывает наше состояние души, что мы порой, когда хотим войти в свое место, уже его и нет. Поэтому сегодня, когда мы просим Божию Матерь, мы просим ту милость и благословение на это время, на то наше духовное состояние вполне сложное, которое имеем сегодня.
Человек даже порой не совсем понимает сам вопрос, в чем состояние погибели, потому что человек потерял чувство меры, нормы. Повторю, что раньше люди и слышали Евангелие, а потом еще, может быть, не само Евангелие, но само его толкование по жизни многих людей видно было. То есть человек проходил по улице, видел человека одетого прилично, шел на свадьбу в приличной одежде, музыка приличная, разговоры в семье приличные. То есть, все как-то тебя подтягивает, ты явно мог понять, что это норма. А сейчас зайди на любую свадьбу, Содом и Гоморра там. Если бы наши родители, бабушки только увидели бы фотографии или побыли бы пять минут, сказали бы, ужас, такое разве может быть? То есть мы живем в том мире, когда мы достаточно опьянены, мы давно уже отходим мало-помалу от тех норм нравственных и не понимаем, что мы отошли. Мы спорим со всем этим. Поэтому когда к такому человеку приходишь, говоришь, ты в беде, тебе надо молиться, он говорит, а о чем я должен молиться? Ну, я как все. А что, какая разница между мной и соседом? И действительно, никакой. Возьмем все село, точно никакой разницы нет. Это беда наша.
Поэтому мы говорим сегодня о празднике, о событии, где люди понимали, что находятся в беде и спрашивают у Нее помощи и получают. А мы живем в то время, когда мы живем в беде, не понимаем этого, и боюсь, что может случиться, что мы не получим. Поэтому помимо здоровья, счастья, денег надо уметь испрашивать у Бога видения состояния своей души и своих близких… Потому что в этом и смысл того, что Христос пришел на землю, чтобы Слово Его, Евангелие Его, Крест Его, страдания Его дошли до каждого человека, чтобы человек мог войти в Его великую любовь и милосердие. Аминь.
Прот. Виталий Зелински