
Проповедь в день равноапп. Константина и матери его Елены
Христос Вознесся! Воистину Вознесся!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы на службе вспоминали в своих молитвах Великого Царя Константина и Матери его Елены. Это для нас не просто имена, которые созвучны с нашими, где мы можем себе представить вот такую радость того, что есть в календаре как бы и моё имя. Да, у нас связь есть. Многие названы по традиции духовной именами этих святых. Но мало кому из нас представляется, насколько трудно было им освятить это имя, потому что в пору, в которой они жили, это был совсем другой мир, с совсем другими законами, духовными исключительно. Поэтому каждый из них нес свою борьбу и смог преодолеть многие препятствия.
В период царя Константина Великого были очень жесткие правила, он должен был править, он должен был наказывать, он должен был воинами приобретать себе, чтобы другие не завоевали его землю. При всём при этом у него сложилось очень хорошее сердце, доброе. Он смог при всей своей власти приобрести очень глубокое сердце. Его даже сравнили где-то с каким-то премудрым Соломоном, потому что он умел править. Он мог видеть в царстве своём даже тех, которые были по достоинству ниже. Он мог каждому мудро, по-царски уделить своё внимание. Когда случилась у него эта война с Максимилианом, он молился, безусловно, по обычаю тем богам, которым был научен. Но говорится, что было видение: когда поднял глаза, он увидел крест на небесах, и такой голос, который сказал, что с сим знамением он победит. И он уверовал. Он уверовал в Того, Который был распят на кресте, Того, Который положил душу Свою ради людей, в Того, Который поставил во главу любовь к людям. И для него это было необычайным откровением.
Он принял крещение уже гораздо позже. Но это был один из обычаев, который тогда был у христиан. А именно, что многие готовились очень долго к крещению. Каждый из них по-своему приготовлял всю свою часть души, ум, сердце, волю. Уже перед самой смертью он получает крещение.
Мать его, Елена, предполагается, что она одновременно также приняла веру во Христа. Как мать она приготовила сердце своего сына, потому что воспитание, которое он получил, и ту глубину в своем сердце, безусловно, было взято не только от Царства, которым он обладал, но, наверное, и от тех бесед, кротких, умных, которые могла принести его мать. Она впоследствии сделала паломническое такое путешествие на Святую Землю, и там смогла обрести этот крест.
Она же его вернула в мир, и тогда мир смог как-то по-другому воспринять великое таинство и любовь Бога. Весть о Нем произносилась от людей Его апостолов, ученики Его апостолов, которым Константин дал свободу, и ради которых он даже создал Синод Первый, в котором могли бы верующие собраться, и чтобы не спорить, а найти то основание веры, чтобы уж никто не колебался в этом, и он помог этому. Но его мать приносит еще, можно сказать, то вещественное доказательство, чудо креста. И это было важно для христиан. Появился тот знак, тот символ, не только в небе для Константина Великого, но явный для всех людей через эту семью, чтобы каждый мог по-своему побеждать в своей жизни все самое плохое…
Прот. Виталий Зелински