От смерти — в славное Воскресенье!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Вчера вечером на службе я сказал одну мысль, мне хочется ее повторить. Это то, что всякое наше человеческое чувство, которое мы имеем — чувство любви, радости, сострадания, а может и отчаяние, боль… — одно дело переносить дома, в кругу своей семьи, другое – делиться им в храме в окружении близких по духу людей. Тогда для человека открывается особенным образом Небо со Христом. И это, конечно, чудо, которое никто из нас объяснить не может. 

Все мы уже испытали такое печальное чувство как боль утраты близких. И никто из нас не остался в стенах своего дома. Каждый пытается быть в храме и вознести свои молитвы к Богу, потому что мы опытно знаем, что здесь особенным образом наша молитва доходит до Неба, особенным образом делает возможным и располагает нашу душу к общению с Господом. Об этом стоит задуматься, потому что Бог посреди нас, и мы составляем Его Церковь. Храм — это некая лестница, вступив на которую, человек может встать прямо и сотворить то, что у него по-другому не получается. Сила общей молитвы, сила Литургии велика.

Некто сказал, что все мы стоим в один рядочек друг за дружкой, чтобы встретить свою смерть. Человек родился и сразу становится в этот ряд. При этом никто из нас не в состоянии ни выйти из этого ряда, ни обойти его. Все ждут своей очереди. И никто не знает — кто и когда уйдет. Может и старый уйти, и ребенок. Как бы ни складывался наш путь, он всегда ведёт к смерти, ко встрече со Христом.

Литургия воплощает в себе все наши человеческие чувства: и радость рождения, и смысл жизни, который человек должен приобрести и наполнить им своих детей, и одновременно и старость, и немощи, и горечь смерти.

Предстоя пред Богом, каждый из нас должен осмысливать свою жизнь и осознавать, что у этой жизни не один конец, как считают люди, когда они живут без Бога, и она завершается болью, страданиями и смертью.

Полнота жизни в Боге. Без Него ничего не имеет смысла. Поэтому наша молитва в храме всегда даёт надежду. Вроде бы вчера похоронили человека, видели его усопшее тело, горевали о нем… И одновременно верим, что душа его у Бога, Он его принял. Нас посещают разные мысли. Например, что душа наших близких по вере их и по делам их может попасть в рай. Но приходят и другие мысли. Когда мы знаем, что человек прожил совсем не достойно, совсем без покаяния и ушел из жизни без духовной причины, внезапно жизнь прервалась, и человек не готовился к этому и встретил смерть, а не жизнь.

Тогда наша молитва наполняется тяжестью, переживаниями о нем. Но если сегодня нам даётся эта молитва об усопших, значит, даётся и надежда! Иначе какой смысл приходить в храм и возносить молитвы о них, если Ты, Боже, не можешь их помиловать? Может их сердце не было готово, мы отдаем им свое сердце. Мы вместе грешили, и может он сегодня слезно кается там, у Тебя, а я здесь пытаюсь ему помочь, жизнь свою полагая за него, подвизаясь ради него, лишая себя какой-то радости… Если они там дерзновенно могут к Тебе обращаться, почему я не могу этого тут делать, Господи? Человек может во время Литургии все это сказать. Христианский мир наполнен этой надеждой. Что человек проходит свой жизненный путь по земле, встречает смерть и приходит в славное Воскресенье.

Аминь.

Прот. Виталий Зелински