Слово настоятеля храма в день Торжества Православия

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня у нас на Литургии празднуется неделя Торжества Православия. Для нас это исторический праздник. История Православия имеет очень тяжёлый путь. Мы сегодня живём мире, но войны в православных общинах есть и сегодня, к примеру, в Сирии, в Египете, по сегодняшний день христиан в буквальном смысле распинают. Это очень трудный путь.

Но в то же время во всех церквях, и включая там, где ещё позволительно, христиане собираются сегодня и празднуют. Этот праздник был уставлен в честь того, что было побеждено окончательно седьмым Собором, над теми ересями, которые в течение долгих столетий будоражили Церковь, говоря, что Христос — не Бог, о том, что Дух Святой — не Бог, или во Христе два Естества не могут быть, а может быть только одно: или Человеческое, или одно Божественное. Те споры говорят о том, что Христа телесного не было, не могло и быть, а были какие-то люди, на каких-то иконах, «как можно их рисовать». Но если наши отцы смогли отвоевать и сказать, что во Христе была полнота человеческая и полнота Божественная, значит, человеческую часть имели право нарисовать и представить его, каким Он был, чтобы знали, видели. Через Его изображение образа люди могли восходить к самому первообразу.

А в Евангелии у нас сегодня вспоминается событие о том, как Господь призывает Филиппа, а Филипп находит Нафанаила и призывает его ко Христу, чтобы он увидел Того, Который является Мессией. На что Нафанаил говорит: «Что доброго может быть из Назарета?» Это был очень правильный вопрос, потому что по пророчеству из Назарета ничего доброго не могло быть, так им казалось, насколько они понимали. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Он удивляется: «Откуда ты знаешь меня?» Иисус говорит: «Прежде чем ты был под смоковницею, Я тебя знал». И тут Христос указывает на одну важную деталь, которую никто не знал, а знал только Нафанаил, потому что он молился под смоковницею Богу. Это был какой-то сокровенный вопрос, просьба, моление, которую мог знать только Бог. Никого не было там, ни единой души. И если Он сказал ему такие слова, это мог сказать только Сын Божий. Тот, Который слышит всё, знает сердца человеческие. Отныне для Нафанаила начинается путь восхождения ко Христу вместе со Христом и дальнейшее проповедование и страдание за Христа.

Нам сегодня хорошо было бы понять, что мы живая часть этой истории и что каждому из нас Богом вверены очень малые вещи, но если вместе их собрать, то это очень великое. Например, как эти камни, которые мы воздвигаем, которые не являются храмом, но которые должны стать храмом, сложенные из нашей веры. Когда в селе во что-то верят, село преображается. Когда в одной семье верят, что двое могут быть едиными, в нём могут рождаться святые дети, там, действительно, царят единство и святость. Так оно и есть.….

Должен ли в конце человек отдать свою жизнь ради того, во что он верит? Должен. И это должно отличать нас. И поэтому всякий наш день, который мы проводим, он проводится от старого дня к новому, от старого человека к новому человеку. Поэтому вся эта неделя поста, она была подготовкой к тому, что мы, наконец-то, осмыслили, что чего-то стоим, что в этой жизни нужно бороться со своими страстями, побеждать их, дабы дать место Богу. Иначе в нас будет проповедовать всё то немощное, которое влезло в это сердце, пытаясь осквернить этот мир. Да не будет так!

Мы — те, которых Господь Бог призвал. У каждого из нас есть своя история и, может быть, в каких-то кругах своим детям стоит её рассказать, чтобы их воодушевить, чтобы они поверили. Жизнь многих была записана, чтобы другие могли просто поверить. К примеру, Деяние Апостолов писал апостол Лука, который о себе меньше пишет, а о других пишет очень много.  Пишет, чтобы люди слышали, и чтобы знали, что Христос в истории жив, что Церковь жива через людей и что каждому человеку в это надо поверить, чтобы быть живым камнем в истории. Аминь.

Прот. Виталий Зелински