
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Этот праздник Преображения приходит как раз на пост Успения Пресвятой Богородицы. И в нём каждый из нас мало-помалу особенным образом, малым трудом пытается приготовить свое сердце к Причастию. Это очень важно, потому что ни единое слово Христово нельзя понять, если будем только читать, если только будем слышать о Нём, потому что Слово, во-первых, есть Сам Бог, Который приходя в наше сердце делает великую жертву и дорогу в нашу душу, чтобы могли преобразить душу.
И тут уже само выражение «преобразить нашу душу» хочется сопоставить с сегодняшним праздником, т.к. нам часто задаётся вопрос: «Каким же должен стать?»
Это вопрос правильный!
Мы, обычно приходя в храм, начинаем бросать по ходу все свои дурные привычки: кто пил – бросал пить; кто курить – бросал курить; кто разговаривать любил лишнее и это выбрасывает; вещи не хорошие, не потребные для христианина, он старается выбросить из своей жизни. Так должно быть по крайней мере.
И мы изо дня в день спрашиваем: «Господи, а что дальше? Что мне делать? Какой мой дальнейший путь?» И для человека, который по-настоящему борется с самим с собой, этот вопрос встает очень ясно, потому что следующий путь — это ясное сознание нашей греховности, наши не достоинства и огромнейшее желание прилепиться к Богу, к Тому, Который может утешить нас.
В нас остаётся духовный вопрос: «Что же со мной будет? Я изо дня в день, приходя в храм, всё больше открываю свои грехи, мне становится страшнее предстать перед Твоим Судом и что же мне сказать сегодня Тебе?»
А путь наш, братья и сестры, это такой, который был у великих апостолов, в частности избранных по Божественному Промыслу: Петра, Иакова и Иоанна, чтобы забрать на Фаворскую гору, и чтобы они увидели Преображение, которое было таковым, что «Он воссиял как солнце», как пишет апостол Матфей. И с Ним тогда разговаривали пророк Илия и Моисей.
Это настолько было удивительное состояние людей, что они спрашивали: «А что же нам еще делать?» И в это время как Он преобразился, человек в лице апостола Петра, говорит: «Как хорошо нам здесь, Господи, построим три кущи Тебе, Моисею и Илие». Представьте себе, что в Ветхом Завете не было икон, но тем не менее он узнаёт Моисея и Илию, их было много великих людей и угадать в тот момент это было не возможно он не занимался угадыванием, он просто знал. Когда приходит свет Божий на человека, когда человек становится участником Божественного, нетварного света, который проникает и в нас, который делает все белым, как солнце. Человек начинает думать по-другому, он начинает видеть ясно, он до сих пор думал — надо или не надо, а тут приходит на тебя лучик только один — Божественный, и понимаешь, что лишь так надо, не по-другому!
Что может случиться с нами, если нам побыть в этом свете?
Мы можем его просто не вынести! Вот для нас, грешных людей, неподготовленных, которые всегда одной ногой вроде бы в храме, а другой в миру, — это был бы как страшный огонь, пожирающий нас. Но представьте себе, что вот это является нашей целью – преобразиться, чтобы Бог нас пригласил: «Иди сюда и чуть-чуть почувствуй!».
Это приглашение может быть при жизни и должно быть после нашей смерти, которая есть дверь в Вечное Блаженство.
В праздник Преображения должен быть ответ для наших многих духовных вопросов: «Что же делать дальше?» Каждый из нас, если мы получили ответ, поверив, доверившись состоянию апостола Петра, то мы должны в своей жизни что-то изменить.
«Я есть хлеб жизни и всякий, кто будет есть Меня, будет жить вечно!»
Это были очень тяжелые слова. Поэтому участь этих учеников-апостолов, — счастливая участь, — это был их личный ВЫБОР и был их личный ТРУД. И хорошо было бы, чтобы он был и у нас.
Прот. Виталий Зелинский