О духовной сущности человека и о посте

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Многолюбивые братья и сестры!
Сегодня для нас необыкновенно представляется сама служба с освящением колива. Это напоминание о чуде, которое было связано со святым Федором Тироном. Святой явился христианам и предупредил, что царь собирается осквернить их еду, которую они должны купить на рынке. И дал им совет, как они должны приготовить пищу, чтобы не остались голодными. С тех пор эта в память этого события в пятницу первой недели великого поста совершается освящение коливо во время литургии, после заамвонной молитвы.

Мы, верующие, сегодня отчасти, скажем так, как зрители, отчасти, как участники этого освящения сегодня наблюдаем и удивляемся, как же так?

Во-первых, у Церкви есть огромнейшая память. Память того, как нужно жить, как нужно в своей жизни обустраивать свой быт, как молиться, как поститься, как кушать, как отдыхать, чтобы восстанавливать свои силы. То есть, Церковь настолько мудро устраивает свою церковную жизнь! Сами службы, обратите внимание, в какое время они начинаются, в какое завершаются! Обычно, если человек следует всему этому, у него проблем нет: с режимом работы, нет проблем у него и со сном. Все становится на свое место, если молитва вовремя приходит.

Во-вторых, очень удивительно то, что сегодня, в этом посту, как раз скажем, в конце первой недели, более строгой, когда кушается без масла, нам представляется вот такая пища – колива. Нам, людям, мясоедам, людоедам и всем остальным нашим немощам, которые мы имеем, надо напомнить, что Бог нам дал пищу, этот мир не для того, чтобы мы были злыми. Мы должны кушать, но не объедаясь. Мы должны кушать с таким умом, чтобы что-нибудь оставалось на полях, на деревьях, чтобы живность жила. Должен быть некий такой баланс. Человек не должен съедать все и вся, превращаться в каких-то гусениц, которые там дерево объедают от начала до конца. Потом там ничего не остается, никакой жизни. В человеке такая сущность должна быть разумной. И время поста, повторю, — это время, когда человек уподобляется образу, который когда-то имел Адам, до падения в Раю, когда он питался от плодов, не нарушая, не убивая никакой живности. Ему хватало. Благодать, которой он питался, была истинной пищей.

Пост – это попытка человека вернуться в состояние Адама. И больше того скажу, в человека, который живет во Христе, подобно новому Адаму, восстановленному. Мы часто упоминаем об умножении хлебов. Сегодня мы, когда кушаем, поглядываем так, ищем, есть жареное что-то. Мужик там топчет ногами, курицу ему подавай: общипанную, жаренную. Раньше люди могли насытиться от хлеба. В другой раз – от хлеба и рыбы. Вот так удивительно. Сытно было. Если представим себе вообще всю жизнь, которую имели раньше христиане, то она не была такой изобильной. Но люди не болели, наверное, столькими болезнями, сколько болеем мы, потому что мера была, и люди знали, что нужно обратиться к Богу. Они знали, когда нужно начать работу, когда закончить, когда ложиться спать, встать, когда кушать, когда молиться. Оказывается, человек – это сущность все-таки духовная, открываем себе.

Господь Бог сокрыл в наших сердцах, в наших душах удивительный дар. И Он ждет, чтобы мы, люди разумные, смогли в себе умножить этот талант духовный для того, чтобы самим порадоваться всем тем дарам, которые Господь Бог нам изливает обильно на этой земле. Аминь.

Прот. Виталий Зелинский