Преображение Божие – это призыв к нашему преображению!

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Мы каждое событие, если человек —  христианин, переживаем особенным образом. И даже, если мы годично проходим весь цикл богослужения, то для нас не бывает, что еще один раз повторилось что-то. Никогда ничего не повторяется. Мы даже на свое дитя или на свою вторую половину смотрим уже на второй день другими глазами, потому что нам свойственно меняться. И правильно, человек должен меняться в хорошую сторону потому, что годы, старость – всё, что даётся человеку, – не для мучений. Это может быть для последних каких-нибудь осмыслений, для каких-то подготовок к тому, чтобы человек объял Царствие Небесное. Поэтому сегодняшний праздник я хотел бы для нас ещё раз поглубже осмыслить и понять.

В Евангелии говорилось о том, что Господь Бог взял трех своих учеников и возвел их на гору помолиться. Эти три ученика потом уже будут в другом Евангельском событии — это будет в молении о чаше в Гефсиманском саду, будут опять же Петр, Иаков и Иоанн. Господь особым образом обособляет некоторых. Они, из всех учеников, могли в этот момент, еще до открытия славного Воскресения Господня, видеть, что они готовы принять в своем сердце. То есть, Господь Бог умеет выбирать себе людей. В нужное время являть определенные им чудеса, давать им уроки для того, чтоб они были полезны в свое время.

Это случилось с этими учениками. В принципе, об Иоанне мы знаем, что это один из величайших учеников Христа, который не оставил Его на Кресте, который сподобился прожить до глубокой старости, который оставил нам, помимо Евангелия, необыкновенно отличающееся от всех остальных трех, ещё и “Откровение”. Мы говорим об апостоле Петре, который отличился особенной ревностью. Всегда он был первый, если был какой-то вопрос, к примеру: «За кого Меня считают люди?», то Петр сразу же говорил: ”Одни считают за Илию, другие – за Моисея». А вы за кого? «А мы Тебя считаем за Сына Божьего». Он был тот, который всегда умел ревностно, с определенной пылкостью возглашать то, что он имеет в своем сердце. И Иаков, который был очень умеренным, тихим, спокойным, который был готов принять в свое время мученическую смерть

Я сегодня скажу нам, людям, которые абсолютно грешны, которые в своей жизни ничего, как мы говорим, кроме сапы, заботы, пеленок, штукатурки, цемента, ничего не видят. Если у нас есть радость сердца, то она есть. Когда нам плохо, это означает, что где-то согрешивши, мы что-то потеряли. Об этом всегда нужно помнить и понимать, потому что природа «еды, пирожок, колбаса» не может родить радость. Она — сытость. Новые одеяло, подушка, кроссовки, — и они не могут родить радость. Это некая такая дань моде, которая сегодняесть, а завтра ее уже нет. Сегодня даже родившийся ребенок, мимолетная улыбка, которые нас вдохновляют, и которые тоже теряют свою силу, потому что мы не можем вечно питаться от батарейки, которая вокруг нас, если ты не получаешь сам в себе эту радость.  А она получается за такие добродетели, как  терпение, смирение, любовь. Это всё то, что христианин должен в своей жизни стяжать. То, чем он должен стать, образом и подобием Бога.

Вот тогда из этого облака, по Евангелию возвещается, говорится, что был глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!» Этот голос был уже тогда, когда Христос крестился с рук Иоанна Крестителя. Здесь был такой страх, что они буквально пали на землю, потому что голос Бога Отца слышать, это, конечно, через меру человеку немощному, грешному. И когда они в таком страхе уже находились внизу, Христос подошел, поднял их. Уже не было ни облака, не было уже ни гласа, ни двух великих людей ветхозаветных, был только Христос. Когда они спускались, Он повелел им, чтоб они никогда никому не рассказывали, пока не воскреснет из мертвых Сын Человеческий. Эту тайну они несли в своем сердце.

Обратите внимание! Апостолы являются втроём свидетелями такого удивительнейшего явления. Сын Человеческий показал, приоткрыл занавес, указал, какой есть Бог, Которого может отчасти видеть человек, с Которого сияет такой свет, что нет ни на солнце, ни от снега, ни от чего. В другой раз они видели воскрешение мертвого. Видели ходящим Христа по воде. Они все видели и тем не менее тогда, когда случилось уже перед Крестом Христовым стоять, струсили, ушли, недоумевали, не верили, что Христос воскрес.

Человек, каким бы он хорошим ни был, без Воскресшего Христа, страдающего Христа, без великого Таинства Причастия, если не принимает его всем сердцем, то живет в этом мире с очень ограниченными способностями. Без того, чтобы потрудиться и не принять великие дары от Бога через покаяние, через аскезу, через пост, человек не может стать тем, кем должен стать.

И никогда не станет! Смотрите, сколько учебников в школе. Томы книг, а дети лучше не становятся. Для нас предписана программа наказания, штрафов нужно так-так…  А мы лучше не становимся и не исправляемся, потому что человек без Христа, Умершего на Кресте, Воскресшего, Создавшего Свою Церковь, Предлагавшего Хлеб Жизни, сам никогда не может стать.

Люди никогда лучше не будут в том случае, если не будет веры в Бога. Кстати, не было полиции, когда сюда приехали первые гагаузы-поселенцы, потому что люди не нуждались в этом. Люди не нуждались в кнуте. Было внутреннее содержание Евангелия. Человек действовал по нему. Мужчины знали Евангелие. Они жили по нему. Они были образом Христа. Жены, матери, бабушки были образом Церкви. Малыш вращался вокруг, ходил, узнал, кто глава семьи, мать, которая как Церковь живет. Она греет, любит, может создавать уют в душе. И он жил в этом. И совесть была.

Апостолы стали учениками Христа после очень долгого пути, после очень долгих проповедей. Преображение происходит в преддверии его страданий, Преображение Божие – это призыв к нашему преображению. Каждый из нас должен прожить так, чтоб преобразиться в своей жизни до неузнаваемости.

И сегодняшний праздник должен ассоциироваться не только с тем, что мы имеем. У нас освящается сегодня виноград. Мы ждем Преображения! Все эти вещи второстепенны. К примеру, если б не было освящения, конца бы света не было. Если не будет Святой Литургии и, если не будет всех остальных наших молитв и, если не будет участия и Причастия, далее ничего не будет. Поэтому день такой особенный, на многие мысли нас наталкивает. И безразличным стоять не нужно. Представьте себе этих учеников, которые идут на Голгофу, кроме апостола Иоанна, апостол Иуда уже отпал, вместо него стал Матфей. Они отдали свою жизнь. Все пострадали по-своему ради Христа. Видим чудеса Божии, но самим ещё надо потрудиться. Аминь.


Прот. Виталий Зелинский